Что положили ферме в корзину
Почти на каждом форуме аграриев в последние годы звучали споры о том, кто — гиганты отрасли или представители среднего и мелкого бизнеса — имеет преимущества на получение государственных преференций.
Как и в жизни, чаще оказывалось: кто больше — тот прав.
Но когда в начале работы по импортозамещению на наших сельхозпроизводителей нахлынула волна небывалого энтузиазма и снова в полный рост встал вопрос о том, кого поддерживать в первую очередь, пришлось более вдумчиво оценить вклад каждого в продовольственную корзину страны. И выяснилось, что доля крестьянских фермерских хозяйств достаточно весома. Представление же многих аграриев и чиновников о том, что происходит в этом сегменте отрасли, изменилось после оглашения некоторых цифр и проведения личных встреч на ХVII Международной агропромышленной выставке «Золотая осень».
ВМЕСТО «ДОМА-2» В ПРЯМОМ ЭФИРЕ — КОРОВЫ НА ЛУГУ
Владимир Александров, руководитель сельскохозяйственного предприятия СХПК «Черновской», Миасс, Челябинская область.
— На нашем предприятии, которое входит в тройку самых крупных в Челябинской области, содержатся 2500 коров, суточное валовое производство молока составляет 35–40 тонн. Для нас актуальны темы его реализации и адресного продвижения к потребителю. Желательно, чтобы оно приходило к нему напрямую, минуя молокозаводы, где его могут некоторым образом «изменить». Совместная переработка молока, кооперативная деятельность были бы предпочтительней.
В России ежегодно сокращается производство сырого молока. Но парадокс: выпуск молочной продукции в то же время… растет. Известно, что в страну поступает много пальмового масла, перерабатываемого не лучшим образом. Оно вводится в молочные продукты, которые у людей всегда ассоциировались с самой здоровой пищей. Даже в детское питание! Контроль качества сегодня — самая актуальная задача. В этом мы поддерживаем все правительственные решения.
Руководство и Минсельхоз Челябинской области рекомендовали нам выходить на прямые продажи молока, чтобы мы могли его охладить и сразу на розлив предлагать горожанам. Технический регламент позволяет: продукция сертифицирована, ветеринарное сопровождение простое. У нас такой опыт в Миассе уже есть. Открыты 7 торговых точек. Сейчас работаем над «летней» темой (чтоб молоко не прокисало) и пойдем по пути адресной переработки. Поставим свои пастеризаторы, упаковщики — кстати, это оборудование производится в Челябинской области — и перейдем на линейку масла, творога, сметаны. В этом случае будет исключена любая фальсификация продукции.
Пока же мы продаем молоко на завод и теряем контроль над тем, куда оно идет. Наша продукция обезличивается. Мы даже не можем предложить, что из него делать — масло, сыр или ряженку. А нас знают, мы дорожим своим именем. Возьмем израильскую практику. Там на пакете с молоком написано: произведено в кибуце Ютвата, число, время и — совсем мелко —«пастеризовано и упаковано на заводе № 12». У них молокозаводы не имеют собственных имен. Потому что пастеризатор как утюг: утюг гладит белье, пастеризатор обеззараживает молоко. И неважно, какой он марки.
Мы забрендировали «Молоко Золотой долины». (Имея собственную сырьевую базу, сельхозкооператив наладил такое производство молока, что уже через три часа после надоя полноценный продукт в индивидуальной упаковке попадает на прилавки магазинов.) Разливаем и даем двум молокозаводам на адресную переработку, контролируем, что из него производят. Наш бренд указан на упаковке. В линейке продуктов есть йогурт, на котором написано: «Из молока сельхозкооператива «Черновской», произведено на ферме села Смородинка». На бифидуме, ряженке, кефире указано, из чьего молока произведен продукт. То же будет с сырами и маслом.
Молоко от коровы нельзя улучшить, ухудшить — можно. Добавить подсластители, ароматизаторы… Или что-нибудь еще. Мы производим высший сорт молока, очень этим гордимся и хотим быстро, напрямую отдавать его конечному потребителю. Особенно детям.
Фальсификата много, но его легко распознать даже на бытовом уровне. Многие из школьной программы помнят опыт по химии. Капните на творог капельку простого йода из аптеки. Нет крахмала — увидите коричневый цвет, есть — будет синяя, черная реакция. Я беру в магазине сыр в упаковке… на ощупь. Смотрю на дырочки-поры, оцениваю их форму. Потом немножечко гну его на излом. Провожу пальцем по упаковке. И если под ней показывается что-то похожее на маслянистую жидкость — это и есть пальмовое масло. Натуральное сливочное масло, сметана никогда не оставляют на коже человека никаких следов. Они впитываются. А если ощущение маслянистости остается — это сигнал тревоги. Положите кусок масла на чистую бумагу, посмотрите пятно на просвет: маслянистость останется — плохо.
— Сегодня Россельхознадзор предлагает электронную сертификацию продукции, который предполагает контроль от поля до прилавка.
— Абсолютно востребованное мероприятие. Определяет степень зрелости общества, его уважение к гражданам. Если мы снижаем планку и допускаем, чтоб наши дети питались непонятно чем, — что из этого выйдет? Важны вопросы экологии. Мы вот еще картофель производим. Урал — место, где начинаются реки, которые идут и в Северный ледовитый океан, и в южном направлении. При выращивании картофеля мы вообще не применяем химикаты. А в Европе, в той же Германии, в среднем 14 раз проводятся химические обработки по вегетирующему картофелю, употребляются медьсодержащие препараты для борьбы с фитофторозом. Уже не говорю о средствах против колорадского жука…
Все эти препараты условно допустимы. Но в итоге мы берем какой-нибудь польский картофель, начинаем его варить, а он пахнет аптекой. Возьмите наш уральский картофель, который у производителя стоит 8 рублей за кг (а это цена 15-летней давности, когда рубль был совсем другой), и попробуйте: продукт отменного качества, собранный, между прочим, вручную. У нас есть электронные странички, адреса, и люди, которые заботятся о своем здоровье, устанавливают с нами прямые связи.
Предлагаем инновацию. Можно установить на производстве экраны, чтобы люди видели весь процесс, даже как молоковоз к ним едет. Покупатели смогут в прямом эфире в режиме реального времени отслеживать цикл производства от фермы до прилавка. Новый информационный проект: вместо «Дома-2» кооператив «Черновской» в режиме реального времени показывает: как пашут и сеют культуры, пасутся коровы, процесс доения, очистки, реализации… Такое информационное шоу позволит исключить любой фальсификат самого востребованного продукта — молока.
Статья взята из источника: http://agrobezopasnost.com/chto-polozhili-fermery-v-korzinu/